Бумага для плоских слоев гофрокартона — это бумага, предназначенная для изготовления внешних и внутренних плоских слоев, используемых в производстве гофрокартона. Компании-производители в своей профессиональной лексике наряду с этим понятием используют также термин «лайнер» (от англ. liner — «прямой, ровный, гладкий»). Однако в нормативной документации это название отсутствует.
Являясь наружными слоями гофрокартона, лайнеры фиксируют положение волнообразных внутренних слоев. Также как и флютинги (бумага для гофрированных слоев), они воспринимают различные внешние и внутренние нагрузки. Однако в отличие от бумаги для гофрорования лайнеры в большей степени отвечают за внешний вид гофроупаковки (на их поверхность можно нанести многоцветную печать).
Бумага для плоских слоев гофрокартона выпускается в рулонах шириной от 900 до 2650 мм. При этом наружный диаметр рулона составляет от 900 до 1500 мм, а внутренний (диаметр гильзы) — 70, 75, 100, 110 или 120 мм. Лайнер обычно имеет массу 125–350 г/м2 и в отличие от бумаги для гофрирования отличается гладкой на ощупь поверхностью и довольно привлекательным внешним видом.
Производство бумаги для плоских слоев гофрокартона регулирует ГОСТ 7420-89. В соответствии с данным нормативным документом различаются следующие марки лайнеров: КВС, К-0, К-1, К-2, К-3, К-4. В зависимости от показателей качества бумагу для плоских слоев гофрокартона относят к той или иной марке.
По типу, лайнер можно разделить на крафт-лайнер, топ-лайнер и тест-лайнер. Крафт-лайнер (от нем. kraft – «сила») — это бумага, состоящая не менее чем на 80% из волокон целлюлозы. Оставшиеся 20% приходятся на смесь из первичных волокон (полуцеллюлозы, целлюлозы разных способов варки, древесной массы, макулатуры, соломы, льна, тростника и т.д.). Топ-лайнером называют крафт-лайнер, который на 100% состоит из крафт-целлюлозы, полученной сульфатным способом. Для изготовления тест-лайнера используются те же компоненты, что и для крафт-лайнера, но в другом соотношении.
По количеству слоев, бумага для плоских слоев гофрокартона классифицируется на однослойную и двухслойную. В случае с двухслойным лайнером — верхний его слой имеет гладкую, пористую поверхность, которая устойчива к возникновению трещин, потертостей и вмятин и которая прекрасно подходит для нанесения высококачественной печати. Изнаночный же слой двухслойного лайнера служит основанием для приклеивания гофрированного волнообразного внутреннего слоя (флютинга).
По цвету, лайнеры бывают белого, бурого, бежевого, облачного и крапчатого цвета.